Сверка с налоговой

Наверное, сложно найти развивающийся бизнес/предпринимателя, кто бы не проходил через заявление на сверку налогов и мучительного ожидания акта сверки налогов. В некоторых случаях эта процедура проводится в обязательном порядке (это «надо» самой налоговой инспекции), иногда сверку инициирует и сам бизнес. Чаще всего чтобы убедиться, что у него нет налоговых долгов перед бюджетом.

Однако в первом случае (обязательном) сверка расчетов налогов проводится:

- крупнейшими налогоплательщиками (ежеквартально);
- при процедуре снятия налогоплательщика с учета в связи с переходом из одной налоговой инспекции в другую;
- при процедуре снятия налогоплательщика с учета в случае ликвидации (реорганизации) организации;
- по инициативе налогоплательщика;
- в иных случаях, установленных законодательством о налогах и сборах.

У каждого из этих вариантов есть свои особенности. Но в любом случае сверку с налоговой осуществляют в соответствии с разделом 3 Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, утвержденного приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444@ (письмо Минфина, ФНС России от 8 мая 2007 г. № СК-6-25/375@).

А зачем может понадобиться бизнесу сверка налогов ? Опытные предприниматели, конечно же, знают. Получив горький опыт разбирательств с ошибками, недоплатами, опечатками (бухгалтер, к примеру, ошибся при указании КБК…) и т.д., многие хотят сначала сверить свои расчеты о налоговые отчислениях, взносах и т.д. с теми данными, которые есть в налоговой инспекции. Поводом, естественно, будет очередная отчетность, и желательно проверить, имеет ли бизнес задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами. Если нет — хорошо. В противном случае нужно будет подать уточненные декларации, разобраться с переплатой или недоплатой и пенями.

В общем, сверка налогов — процедура очень важная, иногда обязательная, но всегда полезная. Акт сверки не имеет разногласий — прекрасно. Имеет — есть возможность не дожидаться нервирующих писем из налоговой, начисления штрафов или наложений санкций от налоговой инспекции (а она может!). Однако, как она должна проходить — сверка налогов — знают немногие. К тому же и сама налоговая инспекция может из получения акта сверки сделать целый обряд, лишь усложняя жизнь налогоплательщикам.

Наверное, в налоговую почти никто не верит. Просто все привыкли, что бумаги, очереди, противоречия, отсутствие вежливости и т.п. просто часть сущности налоговой инспекции. А всё почему? Потому что : а) нужно приходить б) нужно заполнять бумажные формы документов. Сверка расчетов с налоговой многие годы проходила так (и только так):

Если акт сверки налогов необходим налогоплательщику, то он подает в налоговый орган заявление.

И если сверка налогов не срочная, то заявление можно отправить по почте. Но для сокращения затрат времени на эту процедуру можно два экземпляра этого документа отвезти в налоговую лично (на одном канцелярия поставит отметку о его получении).

Но прежде чем идти лучше сначала позвонить. Дело в том, что некоторые налоговые инспекции не принимают данное заявление без приложения к нему реестра всех платежей и начислений за интересующий налогоплательщика период и по указанным налогам (сборам). Естественно, что если в инспекцию отправляется представитель, то при нем должны быть доверенность и паспорт.

А что потом? В Регламенте говорится, что «Срок проведения сверки, формирования и оформления акта сверки расчетов налогоплательщика при отсутствии расхождений данных налогового органа и налогоплательщика не должен превышать 10 рабочих дней». Поэтому лучше уточнить в инспекции о сроке готовности, и затем позвонить в отдел по работе с налогоплательщиками, узнать о судьбе документа. Ведь если обнаружилась какая-то ошибка — уведомят по почте, а как работает почтовая доставка — всем известно.

И вот оно, счастье – получен наконец-то долгожданный акт сверки налогов с данными налоговой. Потери времени, нервов и денег даже считать не хочется. Хочется забыть об этой процедуре. До следующего раза.

Не возмущает ли? Ведь через интернет, чисто технически, эту процедуру можно за минуты сделать. Но такого же сервиса нет в налоговой. Да, такие услуги налоговая инспекция сама не предоставляет, ибо, как и в случае с отчетностью через интернет, требуется специализированный оператор связи. А оформить свою работу через сервис онлайн отправки и получения сверки с налоговой инспекций очень и очень просто — достаточно иметь регистрацию в онлайн-сервисе Электронный бухгалтер Эльба, регистрация в нем занимает пару секунд.

 Заполнение нужных реквизитов и т.п. — несколько минут. В Эльбе, помимо сверки налогов с инспекцией, можно формировать и отправлять через интернет отчетность в ту же налоговую, Пенсионный Фонд и т.д., получать онлайн выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, регистрировать самостоятельно ООО через интернет, делать расчет зарплаты онлайн и т.д. Цена вопроса — 400 руб. в месяц! Почему цена низкая? Очень просто. Это онлайн-сервис, а не работа людей, заполняющих бумаги и ходящих в инспекцию. Именно поэтому стоимость ниже в разы! И при этом всё делается через интернет!

Онлайн сервис -  сверка с налоговой — предназначен в Эльбе для получения из инспекции следующей информации:

- справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;
- выписки операций по расчету с бюджетом;
- перечень налоговых деклараций;
- акты сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.

Для получения информации нужно сформировать запрос. Для этого выполните следующие действия:

На странице Сверка с налоговой нажмите на кнопку Создать запрос. Откроется страница нового запроса. Проверьте инспекцию. По умолчанию выбирается инспекция, которая указана в реквизитах. Выберите необходимый тип запроса и нажмите на кнопку Создать запрос.

Запрос отправлен. В течение одного дня придет ответ с нужным документом по запросу.

Так или иначе, акт сверки с налоговой инспекцией получен. В идеале цифры чиновников совпадут с вашими. Тогда смело можно расписываться в бумаге, написав заветное «Согласовано без разногласий».

Однако если данные, присланные из налоговой, вам малопонятны и их происхождение неясно, то тут начинается дополнительная работа. Нужно выявить причины расхождений.

Чаще всего расхождения бывают двух видов – появившиеся из-за ИФНС и по вине самой компании.

По первой причине чаще всего бывают следующие искажения:

- потеряно платежное поручение на уплату налога;

- дублирование начислений налогов в лицевом счете налогоплательщика. Для решения данного вопроса в налоговую инспекцию необходимо представить все отчеты и платежные документы, дабы инспектор нашел «задвоение». Если же вы пользуетесь системами электронного документооборота, то можно и самостоятельно выявить ошибку. И тогда нужно направить в налоговый орган не весь пакет документов за период сверки, а конкретные бумаги.

Вторая причина – ошибки бухгалтера в акте:

в платежном поручении были неверно указаны реквизиты. Чаще всего это КБК. В данном случае необходимо написать соответствующее заявление. Есть, конечно, и те инспекции, которые уточнят реквизиты, если вы просто принесете платежное поручение и скажете, какие из них считать верными.

Более того, в соответствии с приказом ФНС России от 25 декабря 2008 г. № ММ-3-1/683 @ налоговики вправе самостоятельно зачесть переплату по одному налогу в счет недоимки по другому. Но, к сожалению, для этого необходима опять-таки сверка расчетов с налогоплательщиком. Кроме того, в наших инспекциях и без того огромный объем работы по сверкам, поэтому самостоятельно искать недоимки и переплаты у инспекторов нет возможности. Так что пока данная норма работает плохо. Поэтому лучше следить за лицевым счетом компаниям самим.

Конечно, происхождение некоторых цифр в акте может показаться непонятным, поэтому многие налогоплательщики предпочитают время от времени брать в налоговой инспекции соответствующую справку. Согласно приказа Минфина от 18 января 2008 г. № 9н «Об утверждении административного регламента ФНС по исполнению государственной функции по бесплатному информированию» за такой справкой можно смело обращаться в свою испекцию. В разделе 16 «Последовательность действий должностных лиц налоговых органов при индивидуальном информировании налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам» говорится о том, что компания может получить из инспекции не акт сверки, а «Справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам». Она выдается по письменному запросу. Причем как запрос, так и сама справка могут быть предоставлены лично, по почте или по электронным каналам связи. И для многих предпринимателей (и бухгалтеров) наиболее простым и дешевым способом их получения является Эльба, ставшая уже за первые два года самым популярным онлайн-сервисом для бизнеса.

Комментариев: 3

  1. Алик:

    Закрыл ИП и оплатил все налоги и пени в октябре 2012г.
    В октябре 2013 г. пришел приказ от приставов о погашении «неоплаченных» пенях и штрафах из ПФР,
    В ПФР утверждают о уведомлениях отправленных в марте. никаких извещений из почты и писем не было. ( такие извещения имеют силу если не переданы лично в руки под расписку?). Теперь по «ошибке» расчетов работника ПФР начислена немалая(для меня) сумма
    По своему невежеству не взял от ПФР акт сверки итоговых расчетов. Как действовать? дайте пожалуйста совет.

  2. Елена:

    Необходима Ваша консультация по сверке и обращению в налоговую в электронном виде (г.Сергиев Посад)

    • elba:

      Елена, здравствуйте! Если материалов видеоролика недостаточно, то вы можете обратиться в личном кабинете пользователя к экспертам (эта возможность есть на любом платном тарифе)

Добавить комментарий

 

— required *

— required *

Hostenko