Штраф за нарушение кассовой дисциплины

Какие традиции есть у бизнеса в России в канун Нового Года? Нет, не период распродаж, а что-то касающееся всех. Конечно же, это заготовка государства по изменениям условий ведения бизнеса. Различные фонды, министерства, департаменты соревнуются кто же больше изменит жизнь бизнесу с 1-го января следующего года. Любое новшество может не своевременно дойти до слуха получателей “сюрприза”, не менее традиционно могут встретиться “белые пятна” и противоречия в законах и нормативной базе, и это не говоря о судебной практике. А последняя связана… с нарушением кассовой дисциплины и штрафом от налоговой. То есть незнание закона… в общем, налогоплательщики всем всё должны, а чиновники никому ничего не должны. Инспекция может выписать не только  штраф за отсутствие кассового аппарата ( штраф за работу без кассового аппарата можно было и раньше получить), или за кассовую книгу, но и за  кассовую дисциплину, которая не соблюдалась. Правил на этот счет много а подлили пару канистр бензина в огонь, конечно же, онлайн-кассы, вернее не они сами, железки-то не виновата, а чиновники.

Какие штрафы за онлайн-кассы в 2019 году? Если вкратце, то онлайн-кассы в соответствии с ФЗ-54 должны применяться, и применяться правильно (за повторные нарушения штрафовать тоже будут), иначе будет штраф для ИП – от 25 до 50% выручки, совершенной без применения онлайн-касс, не меньше 10 тыс руб, а также приостановка деятельности сроком до 90 дней. Если онлайн-касса имеется, но “не работает” – предупреждение или штрафы от 1,5 до 3 тыс руб. Если работает но покупателю не отправлена электронная версия чека – штраф 2 тыс руб. На этом налоговая не остановится, если бизнес решит платить иногда штрафы, могут запретить деятельность полностью, увеличить штрафы или что-то ещё предпринять.

С 2020 года можно как получить штрафы за онлайн-кассы, так и отменить их, причем уже по новым правилам с июля 2020 года.

Как же бизнесу замотивировать себя? Наверное, как обычно, либо кнут, либо пряник. Как больно звучат штраф за онлайн-кассы для ИП уже понятно, для ООО всё ещё сложнее и больнее. Для кого-то этого достаточно. А если хочется позитива? А для этого нужно стремиться извлечь профит из ситуации. Чтобы соблюдать кассовую дисциплину, соблюдать закон про онлайн-кассы можно взять и повысить уровень автоматизации бизнеса. Например, на ум сразу приходит среди всего ПО на российском рынке онлайн-сервис Контур Эльба, с ней интегрировался целый ряд производителей кассового ПО, Эльба и сама-то предоставляет высочайший уровень автоматизации и интеграции – здесь бизнес получает 100-в-1, практически всё можно делать в Эльбе. А с онлайн-кассами получилось, что ранее не замкнутый круг теперь замкнулся – рутину больше не нужно поручать бухгалтеру (а это деньги!), или другим сотрудникам, теперь всё делается автоматически. Попробовать Эльбу можно бесплатно, при этом настроив всё нужное:

 

Попробовать Эльбу 30 дней бесплатно

 

Ну а в историю, вероятно, уходят проблемы с выездными проверками ККТ, например, получив перечни, налоговые инспекторы приступали к проведению проверок. Регламенты проверок ККМ или ККМ (контрольно-кассовой машины) должны проходить по установленному порядку в налоговой) и кассовой дисциплины утверждены Приказами Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н и № 132н соответственно. Документы вступили в силу ещё в феврале 2012 года.

Штрафные санкции

КоАП РФ предусматривает две основные статьи, к которым обращаются инспекторы, когда видят нарушение кассовой дисциплины и выбирают какой же штраф выписать. Одна из статей устанавливает санкции за ошибки по ККМ, другая – по кассовой дисциплине (таблица 1).

Таблица 1

№ п/пНарушение

Штрафы (руб.)

ООО

ИП

1Неприменение ККМ в случаях, установленных законом, либо применение ККМ с нарушениями (п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ)30 000 – 40 0003000 – 4000
2Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в (п. 1 ст. 15.1 КоАП РФ):- осуществлении расчётов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров;- неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности;

– несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств;

– накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов

40 000 – 50 0004000 – 5000
3Нарушение платёжными агентами обязанностей по сдаче в банк полученных наличных денег для зачисления в полном объёме на свой специальный банковский счёт (п. 2 ст. 15.1 КоАП РФ).Неиспользование платёжными агентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчётов (п. 2 ст. 15.1 КоАП РФ)40 000 – 50 0004000 – 5000

Штраф за нарушение кассовой дисциплины – основные виды наказаний (КоАП РФ)

До 2012 года предпринимателя можно было оштрафовать только за ККМ. Судьи в большинстве случаев отменяли санкции по статье 15.1 КоАП РФ за нарушения кассовой дисциплины. Прежний порядок ведения кассовых операций, действовавший до 2012 года, и обязанность вести кассу (касса и ККМ – разные вещи!) распространялись только на организации. Точно так же первичные документы по кассе (РКО, ПКО, кассовая книга), согласно Постановлению Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88, обязательны для юридических лиц, но не для предпринимателей. Судьи, указывая, что ИП достаточно вести налоговый учёт в Книге учёта доходов и расходов, штрафы по кассовой дисциплине отменяли.

А уж когда Президиум ВАС РФ подтвердил, что на ИП обязанность соблюдать кассовую дисциплину не распространяется, споры и вовсе стали утихать (Постановление от 29 июня 2010 г. № 1411/10). Но ненадолго. С 1 января 2012 года всё изменилось: индивидуальные предприниматели официально обязаны соблюдать кассовую дисциплину, а налоговые инспекторы вправе предъявлять ИП штраф по статье 15.1 КоАП РФ. Банки теперь не проверяют кассовую дисциплину.

Первая статистика

Многие региональные отделения налоговой службы опубликовали результаты контрольной работы за первое полугодие 2012 года в части проверок ККМ. В отчётах, помимо сведений о непосредственных проверках кассовых аппаратов, дана информация по проверкам кассовой дисциплины.

Практически каждая проверка выявляет нарушения, за которые применяются штрафные санкции. Менее одного процента проверок проходит без штрафа.

В отдельных регионах акцент сделан именно на проверках кассовой дисциплины у индивидуальных предпринимателей. Например, по официальным данным УФНС РФ по Санкт-Петербургу количество проверок кассовой дисциплины ИП за первое полугодие 2012 года составило 706, ООО – 29. Для сравнения: за 2011 год проведено всего 133 проверки ИП и 129 проверок ООО.

Общая сумма штрафов, взысканных по итогам проверок кассовой дисциплины у ООО и ИП за полугодие 2012 года, составила 4088 тыс. руб. По итогам 2011 года – 5729 тыс. руб., то есть годовую норму прошлого года в Санкт-Петербурге почти выполнили. Причём за счёт ИП. Общая сумма штрафов для ИП составила 2882 тыс. руб. (в 2011 году – 566 тыс. руб.), ООО – 1206 тыс. руб. (в 2011 году – 5163 тыс. руб.). По отдельным регионам сведения приведены в таблице 2.

Выгоду пристального внимания к предпринимателям понять несложно. Вспомним установленные размеры штрафов (таблица 1). Для организаций они значительно выше. Но юридические лица, в свою очередь, чаще готовы оспаривать санкции, в том числе в суде. Индивидуальным предпринимателям нередко проще заплатить установленные 3–5 тыс. рублей. Редко кто готов судиться, тратить время. Нехитрый расчёт показывает, что инспекторам проще взять «массовостью» проверок ИП, взыскав с бизнесменов штрафы и пополнив казну. Например, в Москве количество проверок ИП – почти 15 тыс., ООО – около 6 тыс. Правда, штрафных санкций по ООО использовано в два раза больше (порядка 83 000 тыс. руб.), чем по ИП (42 368 тыс. руб.). Сказывается разница в установленных мерах наказания.

Штраф за нарушение кассовой дисциплины и проверки ККМ

Не забывают инспекторы и о кассовых аппаратах. Не все проверяющие взяли курс на проверки кассовой дисциплины. Где-то значительная доля проверок и санкций остаётся за проверками ККМ.

Например, в Новосибирской области акцент в проверках – на контроле работы с ККМ. За полугодие проведено 937 проверок (против 1002 проверок в течение всего 2011 года), при этом выявлены нарушения у 550 предпринимателей и 94 организаций. В 2011 году нарушителей среди организаций было больше – 228, но лидировали всё равно предприниматели – 770. Но, ещё раз отмечу, цифры за весь 2011 год.

В Иркутске также контролируют в первую очередь предпринимателей – за полугодие выявлено 469 нарушителей среди бизнесменов. В то же время среди ООО санкции использованы к чуть более чем 100 организациям.

Неприменение ККМ, за которое установлен штраф, в первую очередь проявляется на практике в невыдаче кассового чека покупателю. Зачастую нарушение фиксируют сами инспекторы, покупая какую-нибудь мелочь, то есть осуществляя так называемую контрольную закупку. Чек не выдан, это фиксируется в акте проверки и выливается в постановление о штрафе.

Между тем проводить проверочную (контрольную) закупку налоговые инспекторы не вправе. Большинство штрафов судьи отменяли именно потому, что нарушение выявлено в ходе закупки, осуществляемой инспекторами. То, что проверочная закупка инспекторов выходит за рамки их полномочий и штрафы по результатам такой проверки незаконны, подтвердил Президиум ВАС РФ в Постановлении от 16 июня 2009 г. № 1988/09.

Новый Регламент проверок не предоставляет инспекторам прав на закупку. Согласно Регламенту № 132н, проверка выдачи кассовых чеков включает в себя приобретение товаров (работ, услуг) за наличные и их оплату. Один нюанс: полномочия проводить контрольную закупку предоставляются законом. Нормативный акт Минфина (именно таковым является приказ, которым утверждён регламент) таковым не является. При этом все нормы законов, на основе которых Президиум ВАС РФ когда-то сделал выводы о недопустимости проверочных закупок, действуют до сих пор. Это подтверждают и первые судебные споры.

Инспекторы ссылаются на Регламент № 132н как доказательство своего права осуществлять закупку. Но проверочная закупка относится к мероприятиям оперативно-розыскной деятельности. Налоговые инспекторы осуществлять данные действия не вправе (ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ). Такие полномочия инспекторам могут быть предоставлены только федеральным законом, а не ведомственным нормативным актом, которым является Приказ Минфина, – говорится в Постановлении Девятого Арбитражного Апелляционного суда от 14 августа 2012 г. № 09АП-20134/2012. Суд отменил штраф за неприменение ККМ, выявленное инспекторами в ходе контрольной закупки.

Согласно Регламенту № 132н, инспекторы вправе лишь наблюдать, как кассир выдаёт (или не выдаёт) чеки другим покупателям, и вести при этом видео- или аудиозапись.

Источник: Клерк. ру