Работники ИП

Работники ИП — договор, налоги, взносы

Каждый ИП время от времени задается вопросом, не нанять ли работников. Конечно, быть «индивидуальным» хорошо, но когда бизнес растет, а ИП уже не справляется со всей работой, то становится очевидным, что нужны новые рабочие руки. Ну и головы, и ноги, и всё прочее. Надо, конечно, знать, что когда появляются у ИП работники, то он становится работодателем, и должен в определенные законом сроки встать на учет в качестве работодателя в:

1) Пенсионном Фонде России ( ПФР )

2) Фонде социального страхования ( ФСС )

А также ИП должен получить полисы ОМС на работников (Территориальный фонд обязательного медицинского страхования — ТФОМС ).

Трудовой кодекс установил, что документом, подтверждающим работу у индивидуального предпринимателя, является, помимо трудовой книжки, трудовой договор с работником ИП (если работник принимается на постоянную работу) или договор гражданско-правового характера (ГПХ). Трудовой договор ИП и работника после его подписания является одним из документов для постановки на учет ИП как работодателя.

Второй и все последующие работники ИП должны будут заключать договор с ним, а индивидуальный предприниматель должен будет оформлять кадровые документы. Как их оформить? Здесь можно дать две конкретных рекомендации. Первая — пользоваться юридическим сервисом для предпринимателей и бухгалтеров — в нём подготовить договор с работником очень просто и удобно — помимо замечательного интерактива при работе с документов, имеется юридическая консультация онлайн, по телефону и т.д. Вторая — читать данную инструкцию до конца. А возможно, лучше делать и то, и другое 🙂

Договор с работником ИП — какой лучше?

А что выбрать при оформлении работников? Гражданско-правовой или трудовой договор заключить? В первом случае ответственности и обязанностей у ИП — работодателя меньше. Но!

Необходимо особо отметить, что если предприниматель решит сэкономить на взносах и избежать лишних обязательств и заключит с работником гражданско-правовой договор, то существует большая вероятность того, что в случае конфликта с работником и разбирательств в суде, подобный договор признают трудовым. На ИП ляжет обязанность доначислить и уплатить все налоги и взносы, выполнить все требования трудового законодательства (зарплата, отпуска и т.д.).

Поэтому к выбору трудовой договор ИП с работником заключать или ГПД стоит подойти, хорошо подумав.

Договор с работником ИП — куда идти, что нести

Сразу же после решения о том, через какой договор ИП оформит работников (и, собственно, заключения договора),  ИП должен будет встать на учет в фонды (только после этого он будет считаться правильно зарегистрированным работодателем). Весь процесс можно разделить на несколько шагов:

Шаг первый. ИП должен подготовить трудовой договор и заключить его ( работники его подписать должны )

Шаг второй. Предприниматель обязан произвести регистрацию в ПФР, ФСС и ТФОМС

Шаг третий. Собрать пакет трудовых документов.

Постановка на учет в качестве работодателя в Пенсионном фонде, в Фонде социального страхования, а также заключение договора со страховой компанией для того, чтобы работник получил полис работающего гражданина оговорено определенными сроками и важно соблюсти эти сроки, ведь за их пропуск установлен штраф. Процедура регистрации не представляет ничего сложного, по большей части это написание заявлений и заполнение бланков (свой ИНН, ФИО, и т.п.).

Помочь разобраться с этим поможет следующая таблица :

Регистрация работодателя в фондах

 

Конечно, нужно иметь ввиду, что «просто» работников у ИП не бывает, устраивают их на разные должности, и, соответственно, условия оформления могут отличаться. Полный и самый сложный вариант пакета кадровых документов может выглядеть таким образом:

1. Документы работника : паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;
страховое свидетельство государственного пенсионного страхования; документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу; документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки. Если сотрудник оформляется на работу впервые, то на работодателя ляжет обязанность завести ему трудовую книжку и страховое свидетельство.

2) Заявление сотрудника о приеме на работу (см. шаблон заявления о приеме на работу). В реальной жизни заявление работник пишет практически всегда. Хотя это необязательное требование.

3) Трудовой договор (2 экз.)

Это основной правовой документ, фиксирующий трудовые отношения ИП с работником. Трудовой договор определяет права и обязанности как работника, так и работодателя, режим работы и должностной оклад. Трудовой договор составляется в двух экземплярах. Один экземпляр выдается работнику, в нем обязательно должны стоять подпись и печать работодателя. Второй экземпляр работодатель оставляет у себя с подписью работника о факте получения своего экземпляра.

4. Приказ о приеме на работу работника.

Это бухгалтерский документ, подтверждающий факт приема на работу к ИП сотрудника. Именно на основании приказа производится запись в трудовую книжку, заводится лицевой счет и карточка Т-2, присваивается табельный номер. На приказе о приеме на работу обязательно ставится подпись сотрудника об ознакомлении с приказом о приеме. Шаблон приказа о приеме

5. Правила внутреннего трудового распорядка (уточняет режим работы, порядок награждения).

Правила определяют трудовой распорядок на предприятии, порядок приема на работу и увольнения работников, основные обязанности работников и работодателя, режим работы, а также меры стимулирования сотрудников и ответственность за нарушение трудовой дисциплины.

6. Штатное расписание.

Это организационно-распорядительный документ. В штатном расписании прописывается вся структура компании (численность сотрудников, наименование должности, должностной оклад).

7. График отпусков.

График отпусков является внутренним документом предприятия, который определяет очередность отпусков работников. Составляется на год и позволяет систематизировать отношения ИП и конкретного сотрудника при уходе в отпуск.

8. Должностная инструкция (на каждую должность готовится своя).

Этот документ, прописывает права и обязанности, а также ответственность сотрудника, состоящего на определенной должности. Составляется в двух экземплярах. Один экземпляр передается работнику, второй остается у работодателя. Обе стороны подписывают инструкцию. Это важный правовой документ, который определяет, что сотруднику вменяется в обязанность, а что нет.

9. Заполняется карточка Т-2 на основании представленных данных .

Заполняется она на каждого работника — сотрудника. Это личная карточка работника, в которой прописывается вся история его работы на данном предприятии. Фактически это трудовая история конкретного сотрудника на конкретном предприятии. В карточке отражены все выплаты и перемещения в штате. Шаблон карточки прилагается

10. Если работник подпадает под определенные Правительством категории, то составляет договор о полной материальной ответственности (например, с кассиром, с бухгалтером).

Данный договор позволяет ИП взыскать с работника сумму ущерба, возникшего по вине работника. Заключается по желанию работодателя.

11. Соглашение о неразглашении коммерческой тайны.

Заключается также по желанию работодателя. Позволяет в случае утечки информации применить штрафные санкции на сотрудника.

12. Приказ об утверждении документов

Этим приказом утверждаются все вышеизложенные документы (кроме трудового договора, приказа о приеме на работу и карточки Т-2).

13. Трудовая книжка работника ( в случае приема «в штат»)

В большинстве случае нужны будут только самые необходимые документы по оформлению, а мат.ответственность и т.д. — на усмотрение работодателя.

Шаблоны заявлений, необходимые для регистрации ИП в Фондах:

Заявление о регистрации ИП в ПФР в качестве работодателя

Заявление о регистрации ИП в ФСС в качестве страхователя 

Заканчиваются ли на этом заботы ИП — работодателя? Они только начинаются! Ведь работодатель должен будет сдавать отчетность о среднесписочной численности работников, а также другие отчеты, платить налоги с зарплаты и т.д.

Как ИП будет всем этим заниматься? И, главное, когда? Предприниматель должен в любом случае выбрать путь с наименьшими затратами. И этот путь для большинства ИП, у которых есть сотрудники — это сервис » Электронный бухгалтер Эльба «, разработанный федеральной компанией СКБ Контур. Это именно сервис, а не обычная программа, которую нужно скачивать, устанавливать, настраивать, обновлять и т.п. Как и любые электронные услуги, он доступен через интернет. Вся прелесть такого варианта заключается в том, что доступ к своим документам ИП получает с любого ноутбука, кпк или чего-то еще, что имеет доступ в интернет.

Но самое главное для ИП с работниками — это доступность сервиса в денежном отношении, ведь его стоимость в несколько раз ниже обслуживания в бухгалтерских и прочих конторах, так как труд человека по определению в разы дороже работы компьютерной программы, пусть и работающей через интернет. Сервис умеет большую часть задач по работ с сотрудниками делать самостоятельно — например, рассчитывать налоги с зарплаты, формировать декларации за ИП как работодателя, формировать платежки в банк для уплаты налогов и многое другое. Практически все изменения, которые происходят у вас как у работодателя, Контур Эльба будет отслеживать сама. Для ИП работа в Эльбе в течение квартала стоит от 500 руб. При этом работа с сотрудниками — это лишь один из блоков возможностей сервиса! Более полумиллиона ИП и бухгалтеров ведут еще и работу с торговой документацией (ведение первички, заполнение книги доходов, расходов, касса и др), а также возможность формировать и отправлять всю отчетность через интернет.  Можно посмотреть видео для предпринимателей, как сдается с помощью этого сервиса отчетность ИП работодателя в Пенсионный Фонд:

Что приятно — с Эльбой вы всегда будете знать, когда и что платить, сколько — она вам также посчитает. После регистрации ИП сразу же получает индивидуальный календарь налогов и отчетности, можно по желанию выбрать, чтобы календарь отправлял уведомления ИП на эл.почту или в смс о начале каждого вида отчетности или срока уплаты налога. При возникновении вопросов — у вас всегда под рукой справочная Эльбы, которая состоит ТОЛЬКО из вопросов на ответы. Никаких «предложений пойти» в налоговый кодекс и т.п. Эксперты СКБ Контур составляют и обновляют эту справочную. Если не находите ответ на свой вопрос — можете прямо в личном кабинете задать вопрос специалисту, либо на сайте написать вопрос, или позвонить по телефону  круглосуточной  поддержки.

Зарегистрироваться в онлайн-сервисе «Эльба»:

комментариев 10

  1. Андрей:

    Здравствуйте! Я зарегистрирован как ИП и веду отчетность в вашем сервисе, он стоит 500 руб в год, скажите, если я оформлю одного работника и соответственно мне понадобится дополнительный учет по этому работнику, оплата за пользование сервисом останется такой же или увеличится?

    • Андрей, добрый день! Спасибо, что выбрали Контур. Эльбу. Для ИП с сотрудниками есть тариф «Премиум», как и в случае работы без сотрудников, Эльба позволяет ИП работать без привлечения бухгалтера и соответствующих на него расходов. На «Премиуме» можно полноценно вести расчеты с сотрудниками, формировать и сдавать за них отчетность (это обязанность работодателя -ИП)

  2. СВЕТЛАНА:

    Я ИП работаю со страховой компанией по договору.Подскажите как правильно оформить выручку через кассу а потом отправить ее компании. Должна ли я платить налог 6% за эти деньги? Какую проводку я должна сделать по кассе это же не мои деньги? И проводку по банку?

    • Светлана, здравствуйте! Не совсем понятен вопрос. Со страховой компанией работаете как агент? Если да, то 6% уплачивают только со своего агентского вознаграждения. ИП могут не вести бухучет и не делать проводок. Поступление оплаты по агентскому договору 51-62, продажа по договору 62-76.пцл, отражение выручки агента на сумму комиссии 76.пцл-90.01, перечисление выручки принципалу за вычетом комиссии 76.пцл-51

  3. Любовь:

    Здравствуйте -Я на пути открытия ИП -при удачной перспективе -обязательно зарегистрируюсь в Эльбе -и буду самостоятельно работать -спасибо

    • Добрый день, Любовь! Будем рады 🙂 предложить вам интерактивное заполнение документов для регистрации ИП, а также бесплатное обслуживание в первые месяцы после регистрации (сейчас идёт акция для новых ИП).

  4. АНДРЕЙ:

    добрый день ! я как ИП принимаю на работу двух сотрудников , заключил с ними трудовой договор и приказ , какие еще нужны документы и для подачи в ФСС , и какой кабинет или окно нужно это предоставить?

    • Добрый! Стоит подготовить документы из списка, но перед посещением ФСС лучше им позвонить и уточнить, какие документы они хотят видеть, когда оформляются работники ИП и нужно встать на учет. Иногда бывает так, что местные отделения имеют свой взгляд на список документов. Поэтому лучше уточнить, чтобы приняли документы сразу.

  5. Полина:

    Скажите пожалуйста, если я правильно понимаю при приеме нового работника мне нужно здавать данные по нему в ПФР, ФСС. А если в другие учереждения то куда? Буду очень признательна.

    • Полина, добрый день! Вы имеет ввиду какую сдавать отчетность за работника в фонды? Если так, то вы можете воспользоваться бесплатным календарем в нашем сервисе (он сформируется после регистрации, и будет индивидуален). В календаре отчетности будут указаны сроки на текущий квартал и на следующий, виды отчетности и формы.

Добавить комментарий

 

— required *

— required *

kontur
Hostenko